Тип похода

Водный, выходного дня(1 байдарка «Таймень-2»)

Состав

3 человека: Миша, Ваня, Илья

Время

2005 г.: 30 апреля – 02 мая

 

Фото

Карта

Назад

 

Заметки о первомайском водном походе 2005 г.по р.Клязьма в половодье
(Владимирская обл.), Петушки – Цепелево.

 

Сокращения: С, Ю, З, В, СЗ…и т.д. – стороны света.

 

Река Клязьма во Владимирской области существенно отличается от той реки, какую мы привыкли видеть в ближайшем Подмосковье. Если это и не «Великая Русская Река», то, по крайней мере настоящая, приличная, полноценная река, в то время, как недалеко от наших домов ее почти что можно перешагнуть. Начиная от Владимира и ниже по течению, Клязьма является судоходной рекой, а от Коврова и ниже, на реке можно увидеть вполне приличные баржи и сухогрузы (сегодня, к сожалению, большей частью – на приколе: увы – Смутное Время!)

Клязьма является естественной северной границей Мещерской низменности. К югу от реки – огромные массивы лесов, большей частью сосновых боров на песках. В районе нашего тренировочного похода эти леса подходят непосредственно к пойме реки, и, частично перекидываются на ее левобережье. Собственно, Клязьма здесь течет, как бы, в сплошном лесном коридоре, что делает ее особо привлекательной.

О пойме следует сказать особо. Это целый мир стариц, проток, пойменных озер, заливных лугов, ольшаников и шикарных дубрав с вековыми деревьями. Все это многообразие ландшафтов образует сложное переплетение, которое во время половодья превращается в водный лабиринт. Во многие уголки этого края можно добраться только на лодке и только во время половодья, поскольку в сухое время года они отделены от Большого Мира непролазной грязью.

Когда уровень воды в половодье превышает средний, затапливается не только весь этот лабиринт, но и окрестные пойменные леса, и обычно сухие участки пойменных лугов. Ширина водной глади может достигать пяти километров. Я помню случаи, когда клязьминская вода доходила до насыпи ЖД Москва – Нижний Новгород и через коллекторы переливалась к С от насыпи, затопляя леса и там. Близкой к подобному была ситуация и в этом году.

Клязьма – исключительно спокойная, легкая для прохождения, предельно безопасная река. Ниже г.Орехово-Зуево и почти до Владимира проходит сравнительно малонаселенный участок реки, с шикарной поймой, приречными дубравами и вплотную подходящими к коренным берегам сосновыми лесами (подобные участки есть ниже Коврова, под Вязниками, Мстерой, Гороховцом, Ильиным, но наш участок привлекателен еще и своей близостью к мегаполису). Плюс ко всему, Клязьма сама по себе – необычайно лирическая и душевная река, в классическом левитановском духе. Все это делает Нижнюю Клязьму почти идеальной рекой для начинающих водников, походов с детьми, прогулочных походов выходного дня и легких тренировочных походов для общего поддержания духа; а, также, просто для отдыха на природе. По поводу Клязьмы Сергеем Никитиным было сказано следующее:

“Я видел много российских рек и вовсе не по пристрастию туземца могу сказать, что Клязьма с ее притоками - один из самых красивых речных бассейнов средней России. <...> Я давно замечал, что река, вблизи которой вырос человек, накладывает своеобразный отпечаток на его характер. Даже глаза щурят по-разному волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы. И если говорить о Клязьме, то я сказал бы, что она вплетает в характер человека какую-то лирико-меланхолическую жилку, начинающую нежно вибрировать от соприкосновения с природой даже в каком-нибудь отчаянном ковровском ушкуйнике, кому, как известно, сам черт не брат...”

Итак, это один из самых простых и легких вариантов похода на первомайские праздники, особенно, если у Вас в распоряжении не более 3-4 дней. В данном случае, за 3 дня мы прошли 50 км в условиях половодья. Фотографировали нас наши попутчики, Фердыщенко и Арбабах, «двойка», плывшая с нами до Цепелево.

 

30.04.05. Петушки – устье Сеньги, 7 км.

 

9-42 – прибытие электрички в Петушки. Идеальная погода, солнце, +20 С. На Ю от станции, спустя 1 км, оставив слева стадион асфальтовая дорога уходит вниз. Начинается пойма. Ольховый лес, перевитый диким хмелем, хотя сейчас, по весне, оценить это сложно – так, сухие

веревки какие-то. В ольховнике – старица, не пересыхающая никогда. Сейчас же вообще все залито, сухой только асфальт. Еще полкилометра южнее, справа – небольшой сосновый бор, тоже наполовину в воде, но туда хотя бы можно войти. А выбора и нет: собирать байду больше негде, или же это будет крайне неудобно.

Через час готовы к отплытию. Посреди бора образовалась речка с шустрым течением: откуда течет – непонятно, обычно здесь сухо. Плывем немного бором, потом густыми кустами. Догадываемся, что вышли в коренное русло, только потому, что становится мало кустов.

Петушковский мост. На Нижней Клязьме, в отличие от Верхней, мостов вообще очень мало. Мост соединяет по сути два разных мира: к югу от него – практически полное безлюдье до самой Шатуры. В 50-х годах в

этих лесах находилась ракетная часть стратегического назначения, и проектировалось строительство огромного полигона войск химзащиты. При таинственных обстоятельствах вояки отсюда исчезли, а остатки их пребывания можно найти в лесной глухомани и поныне. Иногда это – довольно навороченные сооружения, с шахтами, блиндажами, подземными бункерами и выцвевшими физиономиями стилизованных бойцов трех родов войск, нарисованных на руинах объектов. Вообще, жутковатое ощущение от пребывания в таких местах. Как будто ожившие кадры из фильма «Сталкер». А исследуя бункера, можно запросто переломать себе все костыли! Но все эти остатки державного величия – так, иголка в стоге сена; а на самом деле леса эти просто великолепны, богаты всевозможной дичью, грибами и ягодами. Лунными ночами над необъятным бором далеко разносится вой волков. До 50-х годов здесь водились и медведи, да видно вояки их несколько подраспугали. В середине леса, окруженные моховыми болотами, чернеют торфяные лесные озера. На самом большом из них – Светце, стоит небольшая охотбаза, за которой присматривает большой знаток этих мест, лесник и егерь от Бога, по имени Стас. Он же искусный таксидермист, то есть мастер по изготовлению чучел животных и птиц.

В глубине этих лесов, на границе московской и владимирской областей, где-то между поселками Бакшеево и Уршельский, или же в 10 км от  дер.Пустоша, что под Черустями, лежит, пожалуй, самое таинственное место этой земли – урочище Шушмор. Это – природная аномалия, сравнимая, разве что, с Бермудским Треугольником. Внешне это – просто каменная полусфера 6 м в диаметре и 3 м в высоту, заросшая мхом и стоящая среди дремучего леса. Фактически же – ворота в иной мир: здесь бесследно пропадают люди, рядом вырубаются электронные приборы, сотовые телефоны, механические часы (да что там: изменяется сам ход времени!). Отдельные исследовательские группы, оказавшиеся поблизости, сумели зарегистрировать в этой местности сильнейшие деформации магнитного поля. Точное месторасположение Шушмора, равно как и его природа, и его происхождение, неизвестны НИКОМУ.

Все это, на первый взгляд, несколько похоже на бред, но вот Вам совет современного образованного человека: соваться в Шушмор НЕ НАДО! Не планируете же Вы турпоходы, скажем, в зону Чернобыля? А там, в отличие от Шушмора, по крайней мере, все предсказуемо! Если все же возникнет желание, так сказать, приподнять завесу тайны – советую хотя бы связаться предварительно с организацией «Космопоиск», с Чернобровом  http://www.kosmopoisk.ru . Они ребята в таких вещах опытные, если что – может быть, вытянут оттуда за уши (но не факт!).

Кстати, наша команда немного сталкивалась с вопросами аномальной археологии: мы находили в Карелии древние каменные сооружения не совсем обычного характера в 1992 и 2004 гг., а некоторые, похоже, испытали на себе их влияние. Можете почитать очерк об этом.

Кстати, в Инете по проблеме Шушмора есть отдельный сайт http://www.shushmor.narod.ru , в котором, помимо данной проблемы есть также очень много интересной информации по горячо любимому нами Мещерскому краю, который сейчас лежит от нас не далее, чем по правому берегу Клязьмы.

 

Итак, Петушковский мост. Все его пролеты забиты бревнами, ветками, сучьями и прочим растительным мусором. Нет, два пролета, вроде бы свободны, но дело осложняется тем, что до уреза воды там, похоже, не будет и полуметра. Застрянем, нет? Как по команде, ложимся на дно байды. До настила моста остается два сантиметра. Нам этого достаточно!

За мостом река сильно петляет, но из-за разлива это чувствуется не так сильно. По берегам – низменные дубравы, все в воде. Время от времени течение в реке сохраняется в прежнем виде только посередине бывшего русла, а ближе к его краю вода с ревом устремляется перпендикулярно руслу – прямо в лес! Это река, делая в этом месте изогнутую петлю, срезает расстояние по кратчайшей – через лес. Главное здесь – не дать течению затянуть себя в чащу, а то не только дороги не найдешь, но и

изорвешь всю шкуру!

Пробуем срезать через затопленные луга. Такое ощущение, что у края луговины – самый настоящий порог, со стоячими волнами и пеной. Находим хороший слив, влетаем по струе на луг – и садимся на мель (копна что ли затопленная!). Попытки продвинуться дальше успеха не приносят, отступаем тяжело – по колено пешком проводим байду против бурного течения. Дважды чуть не выпускаем судно из рук. Больше таких экспериментов решаем не повторять.

Время обеда. Находим сухой незатопленный берег, узкую полоску суши с большими старыми дубами. За ней – болото. Во время созерцания этого болота подходит ко мне Миша и говорит: «А, похоже, здесь была дорога!» Смотрю, и вправду: под ногами две залитые водой колеи. И что-то они мне напоминают…

Стоп! Да это не просто дорога! Это моя любимая дорога! Сколько раз ездил по ней до моста через Сеньгу и дальше, в сторону Костерево, или же на юг, в сторону Северной Гривы. А болото – это вовсе не болото, а нормальный луг. В общем, место донельзя знакомое. Только сейчас догадался, где мы находимся, настолько все выглядит неузнаваемо. А за спиной у нас, там где берег Клязьмы, должен быть обрыв приличной высоты. Сейчас его, естественно, нет.

Сплавляемся дальше. По правому борту – высокий (более 3 м) берег, в обычное время это – старица, сейчас же все едино. Наверху ранее было лесничество, сейчас – развалины.

К 17-00 ставим лагерь в устье Сеньги, о чем мы можем догадаться приблизительно. Сама по себе Сеньга – маленькая речка, если бы не топкие берега, ее можно было бы перешагнуть. Сейчас ее старое русло теряется в общем разливе. Встаем на высоком берегу (около 3 м), сюда потоп не добрался. Самое интересное, что побывав на этом месте в июне 2005 мы увидели, что в мае мы встали точно на стрелке Сеньги, ее устье было прямо под нашей палаткой.

Прогулялись до деревянного моста через Сеньгу, он рядом. Хотя прогуливаться было не до чего, его просто НЕТ, т.е.он весь под водой. В обычное время его высота более 2 м.

Вечер тихий и теплый, ночь тоже.

 

01.05.05. Устье Сеньги – окрестности оз.Глушица, 24 км.

 

День обещает быть таким же теплым, как и предыдущий. Солнечно. Иван ловит рыбу. Около 12-00 выплываем. Еще раз: Клязьма – «матрасная» река, здесь можно никуда не торопиться. Хотя нет, завтрашний день нам еще утрет нос (и в буквальном смысле тоже), но об этом позже.

Ниже устья Сеньги заканчиваются дубравы в

чистом виде, и Клязьма входит в коридор хвойных лесов. Взамен леса, растущего из воды (глядя на него вспоминаются книги Майн Рида: вот в таких–то местах и прятались беглые негры!) появляются нормальные твердые берега. Хотя река все равно шире, чем обычно, раза, наверное, в полтора.

Пару слов о Сеньге. Летом течения в ней почти не бывает, река сильно зарастает

водной растительностью. Тем не менее, достаточно широкая пойма никогда не просыхает, и представляет собой достаточно грязное место. Рыба и дичь однако есть. Сеньга берет начало из болот на месте бывшего озера Пирютино, осушенного под торфоразработки. Река протекает через одноименное озеро Сеньга, где находится охотбаза «Динамо». Глубина озера, представьте себе, 60 метров, чего на вид совершенно не скажешь. У берегов мелко, а вот в центре – что-то вроде воронки. Причина этого явления неизвестна. Далее река проходит через озеро Находное, которое практически не имеет берегов (топь). Там прекрасная охота на водоплавающих.

По левому берегу, между Петушками и Костеревым Клязьма делает большую петлю, отсекая от правобережной Мещеры участок хвойного леса. Правый берег здесь чуть-чуть повыше, местами обрывистый, и более удобен для стоянок, хотя параллельно реке проходит грунтовая дорога. По

левобережью дорог никаких нет.

Слева впадает речка Бол.Липня. Это уже окрестности города Костерево. Речка в потопе, конечно же, и близко не различима, о ее близости догадываемся только по навигатору. На всех старых картах в этом месте нарисован мост через Клязьму. Может, когда-нибудь он и был, но не сейчас. Один мой приятель, любитель всевозможного трофи, специально искал этот мост на велосипеде, да чуть не утоп в пойменных озерах и лужах!

Костерево – город, вытянутый параллельно Клязьме, но к ней почти не подходит никаким краем, только военная часть, примыкающая к нему с В подходит близко к воде. В этом месте через Клязьму построен настоящий мост, но от устья Липни до него плыть еще около 5 км.

Костеревский мост. Слева – упомянутая ВЧ, справа берет начало очень длинная, широкая,  песчаная лесная дорога, необычайно прямая для Мещеры. Она пересекает великие леса насквозь и выходит на другом конце в поселок Мишеронь. В нем – работающий стеклозавод, он

использует местные пески, как сырье. Наш упомянутый выше трофи-маньяк ехал как-то раз по данной дороге на велосипеде, и под Мишеронью стал натыкаться через каждые 300 м на груды битого стекла, коим были присыпаны болотины, через которые проходила дорога. Дорога дальняя, лес серьезный, а тут – битое стекло, да в таком количестве! Комментарии излишни. В сто первый раз поехал он от отчаяния прямо по стеклу (на последний поезд по любому опоздал бы), и, представьте себе – не прокололся. Стекло было оплавленное, но на глаз это не заметно. То есть, мишеронские лесники присыпают болота стеклобоем с завода.

Дорога сначала выводит к военной части на правом берегу (единственный уцелевший объект и одно из немногих обитаемых мест вообще в этих краях), далее пересекает реки Мал.и Бол.Ушма (см.ниже), проходит мимо озера Кендур, где неплохая рыбалка.

Итак, мост. Сразу появляются тачки, шашлыки, семьи, дети, и др. (Первомай-таки!). Через пару километров уже нет ни души, после костеревского моста начинается самый глухой участок Клязьмы.

Мост проходим легко, он несколько выше петушковского. После устья Пекши (ее тоже не найти) Клязьма становится очень прямой где-то на протяжении 10 км. Опять дубовые леса по обеим берегам. Большей частью незатопленные. Тишина до звона в ушах!

Небо затягивается облаками, становится прохладно. Совсем короткий дождь. Клязьма делает резкий изгиб, в этом месте впадает река Бол.Ушма. Она берет начало из Кобелевских торфоразработок, что с С от Шатуры. Река быстрая и

достаточно глубокая, с холодной водой даже в разгар лета.

После устья Ушмы – еще 4 км прямого русла Клязьмы. По правому борту, в глубине леса – пойменное озеро Глушица, узкое, длинное и извилистое. На берегу Клязьмы – кордон «Глушица», охотбаза в ведении ветеранов Афгана. По берегам опять сосновые боры. Река делает широкую излучину. Здесь, среди сосен, мы и встаем на ночлег.

На противоположном берегу – затопленный лес (а у нас хорошо и сухо). Вечером плывем с Иваном туда на разведку. Вода уходит в лес очень далеко, причем на байде проплываем туда без затруднений: не мешают ни кусты, ни топляки. Видимо, здесь какой-то затопленный ручей. Забираемся достаточно глубоко, пока не упираемся в последний завал. Заворачиваем еще в несколько ответвлений основного пролива (все-таки не получается проплыть везде, где пожелаем!), пытаемся закинуть удочку, без особого успеха. Вдоволь нагулявшись по лесу, возвращаемся в лагерь уже в сумерках.

 

02.05.05. Окрестности оз.Глушица - Цепелево, 19 км.

 

Ранним утром начинается затяжной, неприятный дождь, который в дальнейшем усиливается. Собачий холод. Погода отыгралась за два предыдущих дня. А впереди еще 20 км пути по воде. И перспектив никаких! Но завтра на работу, так что хочешь не хочешь – а надо собираться и плыть.

Завтракаем и сворачиваем лагерь под дождем. Справа по борту в Клязьму впадает длинная затопленная старица, подпитываемая каким-то ручьем. Сначала по ошибке принимаем ее за Полю – большой правый приток (ну в лом уже лезть за навигатором!). Два года назад, в таком же разминочном майском походе, ночью при луне сюда садились огромные журавлиные стаи и все ночь бесились на болоте в глубине леса.

На противоположном берегу – конец полузаросшей грунтовой дороги, которая долго петляя лугами, полями и сенокосами, протянувшимися сюда издалека длинным хвостом, приводит в конце концов в дер.Жохово и Цепелево.

Чуть дальше – устье Поли. Ее вода резко отличается по цвету от клязьминской: темно-коричневая, торфяная, но при этом заметно прозрачнее. Хотя в этом году вода в Клязьме прозрачная необыкновенно, обычно в мае она мутная.

Поля – река необычайной красоты, течет по необитаемым сосново-еловым лесам, сильно петляет, русло песчаное. Майский поход по ней идеален, что и подтвердили байдарки, выплывающие оттуда в Клязьму. Погода нелетная, а так их обычно еще больше. Маленькое неудобство этой речки – частые завалы в ее верховьях. Она там неширокая, и упавшего дерева бывает достаточно, чтобы перекрыть реку от берега до берега.

Леса по берегам постепенно исчезают, уступая место лугам и полям. Приближается населенка, и вместе с ней завершение нашего пути. Самым удобным вариантом было бы продолжение пути до Собинки (это еще 30 км по реке), откуда по шоссе около 4 км до Лакинска. Мы завершили путь в Цепелево, оттуда до Лакинска ходит автобус (где-то раз в 3 часа), а можно было бы закончить еще немного раньше – в Жохово, там, как выяснилось, конечная остановка.

Сворачивались все также под дождем. Мишу с Ваней, а также наши байды (слава Богу!) забрал Ванин дед на машине, уже поджидавший нас заранее. А мы с Фердыщенко и Арбабахом, уже налегке, остались ждать автобуса. Автобус, зараза, «кинул» нас и толпу местных, промчавшись мимо остановки со свистом! Но мы тормознули «Газель» и решили проблему.

В Лакинске нам предстояло сесть на «кукушку» Владимир – Петушки, их ходит около семи в сутки. Изрядно продубев с утра, в Лакинске мы бросились на поиски коньяка. Не нашли, зато раздобыли знаменитого лакинского пива «Черный Бумер», и уговорили его в вагоне В Петушках – пересадка на московскую электричку.

Вот, собственно, и все. Последний день внес определенную пикантность в и без того удачный походец, а также послужил тренировкой эвакуации с маршрута в условиях непогоды и временного дискомфорта.

 

ИТОГО: 3 дня пути, пройдено 50 км.

 

Илья, май 2005г.

 

Фото

Карта

Назад

 

Hosted by uCoz